Риски IT-проектов

Часто ли вам приходилось слышать эти фразы?

«Шеф, я заболел. Работать в ближайшую неделю не смогу».

«Нет, договор на подключение эквайринга мы еще не заключили».

«А давайте сделаем вот так, но за результат я не отвечаю».

«Дизайн главной страницы еще не согласовали: руководство в отпуске, вернется через две недели».

Все они характеризуют наступившие риски в IT-проекте.

На наш взгляд, за всеми этими рисками стоят люди:

  • кто-то переоценил себя и своих коллег и замахнулся на амбициозный проект, на которых не хватило сил и ресурсов; 
  • кто-то начал масштабный проект, который по факту оказался не нужен его компании;
  • кто-то решил, что нашел для проекта грамотного исполнителя, который сделает все без участия заказчика.

Если не оценить риски на подготовительном этапе, то у заказчиков есть большая вероятность либо сильно затянуть сроки внедрения, либо вовсе не получить проект, а у подрядчиков — нарушить сроки или провалить проект с ударом по репутации.

У опытных web-разработчиков обычно есть перечень рисков, которые можно предотвратить на старте проекта. Причем для каждого нового проекта этот реестр будет индивидуален.

Как мы управляем ИТ-рисками

В нашей компании есть таблица с описанием рисков, с которыми мы  когда-либо сталкивались в своей практике. Она постоянно дополняется и расширяется. На ее основе для каждого нового проекта мы готовим отдельный документ, в который выбираем из таблицы возможные риски, их описание, а также способы предотвращения и устранения последствий.

Для некоторых заказчиков мы раньше готовили презентации по возможным рискам, но впоследствии заменили презентации документом.

Некоторые могут воспринять такие меры избыточными, ведь достаточно поговорить об этом на очередной встрече заказчиков и подрядчиков. Решение каждый принимает самостоятельно, нам удобнее зафиксировать все риски проекта и способы их минимизации до старта работ.

ИТ-риски и их классификация

  1. По типу источников бывают внутренние риски, т.е. происходящие внутри команды разработчиков, и внешние риски, зависящие от компании-заказчика.
  2. По степени влияния риски бывают на высокие, средние и низкие.

Мы не будем детально рассматривать все существующие риски ― каждый проект содержит свой уникальный набор рисков. В качестве примера приведем перечень рисков, которые могут возникнуть при внедрении CRM-системы Битрикс24.

Риски с низкой степенью влияния

  1. Недостаточная поддержка проекта со стороны заказчика
  2. Несоответствие реализации бизнес-процессов в системе ожиданиям заказчика
  3. Недоступность членов рабочей группы
  4. Изменение бюджета и сроков проекта
  5. Несвоевременное предоставление необходимых документов со стороны заказчика

Риски со средней степенью влияния

  1. Недостаточная поддержка со стороны пользователей ИТ-системы
  2. Расширение функциональных требований в процессе реализации проекта
  3. Изменение состава рабочей группы
  4. Несвоевременное заключение договоров заказчиком со сторонними сервисами, получение тестовых и боевых доступов для интеграции
  5. Неполнота отражения ожидаемых  результатов проекта

Взаимосвязь рисков и их влияние друг на друга

Помимо того, что данные в каждом новом проекте могут возникнуть новые, уникальные риски, важно помнить, что и учтенные на старте, как правило, взаимосвязаны друг с другом. Для наглядности мы собрали в схему описанные выше риски и стрелками показали их зависимости друг от друга.

Рисунок_риски.png

Помните, что даже риск, оставленный без внимания, тянет за собой как минимум еще один.

Дополнительные материалы

Роль заказчика в разработке проекта 

Как выстроить грамотные отношения с подрядчиком, чтобы получить хороший сайт

Рефакторинг: что это и зачем это заказчику