Роль заказчика в разработке проекта

К сожалению, заказчик не может просто заплатить за разработку как за материальный товар, подписать документы и уйти. Подрядчик должен вовлекать заказчиков в проект. Вовлеченный в проект заказчик положительно влияет на проект и помогает разработать такой продукт, который будет удобен и с которым будет работать конечный потребитель. Кроме того, благодаря вовлеченности заказчика будет сделан продукт, помогающий получать стабильную прибыль. 

Если заказчик отстраняется от процесса разработки проекта, то рискует получить ряд проблем.

Основная проблема ― затягивание сроков сдачи проекта, потому что заказчик не согласовывает то или иное техническое требование, задание или дизайн. Таким образом, проект замораживается и вместо заявленных на старте трех месяцев может длиться намного дольше. Такие проекты, сожалению, были в нашей практике не раз. 

Один из наших заказчиков уехал в отпуск на месяц. К сожалению, он не подумал, что нам потребуется согласовывать с ним действия в течение этого времени. Да,  он оставил нам целую компанию своих заместителей для общения с нами, но никто из них не был наделен необходимыми нам полномочиями. Мы убедили заместителей связаться с руководителем, чтобы не срывать сроки, но нам передали скомканную и неподробную информацию. Проект все же был задержан и даже не на месяц, а на полтора. И в проигрыше в таком случае остается только заказчик, которому приходится пересматривать бизнес-планы.

Cо стороны заказчика очень редко участвуют полноценные команды людей, которые на 100% вовлечены в проект и нацелены на достижение конечного результата ― приносящего прибыль b2b-портала, интернет-магазина или маркетплейса. Чаще всего это обычно 1-2 аналитика,  у которых есть собственная работа, свои задачи, и они вообще не хотят тратить время на разработчиков, потому что это не входит в их обязанности и отнимает на начальных этапах проекта довольно много времени. Заказчик редко предусматривает подобное. Помимо аналитиков для крупных проектов  нужны представители из коммерческого отдела, логисты, финансисты, маркетологи. Нужно заранее запланировать несколько встреч этих людей с бизнес-аналитиками подрядчика, чтобы обсудить все бизнес-процессы, собрать требования к сайту.

Пандемия коронавируса показала, что большинство вопросов можно решить на онлайн-встречах. Поэтому для экономии времени можно собираться в зуме, скайпе или гугл-встречах, тем более если заказчик и подрядчик находятся в разных городах. Более традиционный ― офлайн-встречи. Мы считаем, что не стоит заменять их онлайном, на традиционной встрече выше шанс установить доверительные партнерские отношения заказчика и подрядчика. Поэтому если есть возможность собраться всем за столом переговоров, используйте эту возможность хотя бы на начальных этапах разработки проекта.

Протоколы всех встреч рассылаются участникам встречи на e-mail, чтобы зафиксировать все решения и договоренности. 

В таблице мы привели пример команды со стороны заказчика в одном из наших проектов по разработке крупного b2b-портала. 

Проектная роль

Ответственность

1

Владелец продукта

Верхнеуровневая постановка задачи, приемка основных результатов работ, финансирование

2

Менеджер продукта (Бизнес)

Управление качеством создаваемого продукта. Соответствие продукта ожиданиям бизнеса и  конечных клиентов

3

Бизнес аналитик

Обеспечение информацией по текущим процессам компании, фиксация изменений процессов

4

Дизайнер

Контроль UI- и UX-характеристик  продукта на предмет соответствия корпоративным стандартам

5

Руководитель проекта

План, бюджет, результаты этапов и проекта

6

ИТ-архитектор

Контроль работ в части разработки и интеграции. Приемка работ


Здесь представлена достаточно большая команда. Дополнительно привлечены несколько бизнес-аналитиков и эпизодически подключаются эксперты из компании-заказчика для уточнения специфических деталей:

  • как в компании работает логистика;

  • как выстроена работа отдела продаж

  • как работает департамент маркетинга и т.д.

Команда со стороны подрядчика тоже бывает разных размеров. В таблице привели пример команды, созданной для разработки b2b-портала.


Проектная роль

Ответственность

1

Руководитель компании

Стратегическое руководство проектом

2

Руководитель проекта

Оперативное руководство проектом: контроль сроков, бюджета, ресурсов, рисков, коммуникаций

3

Тимлид

Управление разработчиками

4

Аналитик

Подготовка документации

5

Разработчики

Разработка алгоритмов и интеграций

6

Верстальщик

Верстка страниц согласно дизайн-макетам

7

Дизайнер портала

Отрисовка макетов будущего порталу

8

Бизнес-аналитик

Анализ, описание и подготовка рекомендаций к будущему порталу


Самые важные роли, на наш взгляд, у менеджера проекта и тимлида.

Тимлид нужен для того чтобы контролировать разработчиков и их работу: без него есть риск разработать плохо работающий сайт, который сразу после запуска перестанет работать. 

Менеджер проекта должен на 100% быть погруженным в проект, потому что если вдруг какой-то причине он отвлекается на побочные задачи или параллельно ведет несколько крупных проектов, то есть риск упустить сроки, бюджет, ресурс, потерять настроенные коммуникации. Кроме того, менеджер следит за тем, чтобы внутри команды не было разногласий, держит руку на пульсе всех процессов внутри проекта.