«Бумажное» время
Примерно 12-13 лет назад все квитанции в приемных пунктах заполнялись вручную на бланках строгой отчетности.
Приемщица заполняла под копирку три экземпляра квитанции: одну для клиента, вторую и третью ― для внутреннего учета. Второй и третий экземпляры прикреплялись к вещам и отправлялись на фабрику. Там один из них оставался в отделе учета, а оставшийся возвращался обратно в приемный пункт вместе с чистыми вещами: с ним приемщица сравнивала экземпляр клиента при выдаче заказа.
На тот момент система учета была предельно простой. Все данные из квитанций вносили в Excel-файл. Возможностей совместной работы с документами тогда еще не было, поэтому у каждой фабрики был свой файл (и не один). Самая большая проблема заключалась в том, что в этом отчетном файле было катастрофически мало подробностей, важных для успешного ведения бизнеса.
Например, клиент принес пять вещей (брюки, юбка, куртка, пуховик и рубашка). Брюки, юбку и рубашку нужно постирать, а куртку и пуховик — почистить, т.е. на пять вещей две разных квитанции. Приемщица фиксировала в квитанциях только финальную стоимость заказа и категорию работ (чистка или стирка) — эти цифры и попадали в отчет.
На основании этих данных невозможно было посмотреть, сколько прибыли приносят те или иные маркетинговые акции и система лояльности, нельзя было определить, какая акция сработала, а от какой стоит отказаться. Кроме того, было большое количество ошибок при заполнении бланков и даже случались эпизоды мошенничества со стороны приемщиц.
Со временем огромные Excel-файлы начинали тормозить, сотрудникам приходилось регулярно заводить новый документ, из-за этого было сложно получить полную отчетность в нужное время.
Подготовка к автоматизации
Мы разработали базу данных на PHP+MySQL и установили отдельные базы на каждой фабрике. Кроме того, были созданы:
- интерфейс базы;
- алгоритмы расчета скидок;
- перечни всех услуг.
В приемных пунктах также продолжили работать с бумажными квитанциями, но на фабриках все данные из них вносили уже в базу. На этом этапе оператор проверял: правильно ли приемщица посчитала стоимость услуг, учла ли скидки по акциям и дисконтной карте. При наличии ошибок на экземпляре квитанции, который возвращался в пункт выдачи, делали пометки: вернуть разницу или взять доплату.
Благодаря базе данных стало возможным строить различные отчеты:
- по видам услуг;
- по приемным пунктам;
- по маркетинговым акциям.
Кроме локальных баз мы сделали центральную базу данных для руководства, в которую стали поступать консолидированные отчеты из фабричных баз. Там не было подробной детализации, но можно было посмотреть общие цифры по каждому виду услуг.
В экселевский период раз в месяц сводился общий отчет по всем фабрикам. К руководству он поступал уже устаревшим: например, данные за декабрь консолидировались ближе к середине января. Помимо серьезного отставания сроков картину путал человеческий фактор. Данные в общий отчет вносили вручную, и несмотря на проверку, с большой долей вероятности туда попадали ошибки разной степени серьезности.
После запуска центральной базы данные стали поступать с опозданием всего в два дня, а руководство компании получило возможность смотреть не только сводный отчет за месяц, но и подробный отчет за любой день.
Почему данные передавались не мгновенно? Если совсем коротко, то из-за особенностей работы. Если подробнее, то, например, в субботу вечером экспедиторы забирают вещи из приемных пунктов и привозят на фабрику. Обработка субботних квитанций начнется только в воскресенье утром. В идеале, она должна продлиться не больше одного дня (при большом количестве заказов иногда чуть дольше). Отсюда и двухдневное опоздание.
Первые ласточки автоматизации и дальнейшая работа
Далее было решено автоматизировать холлы — приемные пункты при фабриках. Там были установлены компьютеры с доступом к фабричной базе. Приемщица напрямую стала вносить туда данные о заказе. Таким образом холлы первые отказались от бланков строгой отчетности, а детали заказа для клиента распечатывали на принтере. Несмотря на то, что через холлы проходит больше всего клиентов, оставалось более 600 пунктов приема, которые работали в прежнем режиме с бумажными квитанциями.
Неизвестно, как долго прожила бы эта система учета, но в 2019 году все предприятия обязали обзавестись онлайн-кассами. По требованиям законодательства важно было не просто пробить чек на общую сумму, а внести туда все детали заказа:
- услуги;
- скидки и акции;
- общую стоимость заказа;
- НДС и т.д.
Стало понятно, что приемщицы не справятся с такой работой. Поэтому стали искать варианты, как упростить систему формирования чека. Были рассмотрены разные варианты. В итоге мы организовали центральную базу данных, установили в каждом пункте планшет со специально разработанным ПО и кассовый аппарат.
Теперь данные в центральную базу стали поступать в режиме онлайн. Для наглядности мы разработали дашборд, который показывает:
- суммарную выручку за день;
- почасовой график по работе каждой фабрики;
- выручку каждой фабрики;
- 10 самых активных услуг;
- 10 самых активных приемных пунктов;
- круговую диаграмму по видам обработки вещей и другую информацию.
Дашборд также позволяет быстро реагировать на изменение спроса.
Однажды в выходной день компания получила аномально большое число заказов. Благодаря информации с дашборда руководство оперативно оценило ситуацию и вызвало на фабрики дополнительных сотрудников. В результате не были нарушены сроки выполнения заказов, все клиенты получили вещи вовремя.
Мы готовы помочь вам быстро и безболезненно автоматизировать бизнес.
Наши специалисты:
- проведут анализ бизнес-процессов;
- предложат оптимальное решение для вашей компании;
- разработают и внедрят ПО с интуитивно понятным управлением.