Этап ноль

Прошли те времена, когда сайты и сервисы создавались просто потому, что сайт есть у конкурента. Сейчас все больше компаний стараются проверять гипотезы необходимости запуска того или иного продукта или сервиса на рынок, применяют бережливую разработку и стремятся не делать лишнее.

К нам в компанию SEBEKON часто обращаются с запросом помочь сформировать видение будущего продукта, продумать функциональные блоки и сценарии их использования, выбрать архитектурное решение, оценить возможности внедрения нового продукта в существующую инфраструктуру заказчика. Удивительно, но бывают кейсы, когда внутри компании-заказчика нет человека, который мог бы взять на себя роль «собирателя» требований, потому что либо нет ресурса, либо внутри своей отрасли «глаз замыливается» и непонятно, что именно нужно сделать, на чем фокусироваться.

В таких случаях наша компания предлагает сделать «этап ноль». Откуда такое название? Дело в том, что это еще не создание продукта, это формирование концепции, определение ограничений и допущений, а также возможность оценить жизнеспособность и экономическую целесообразность проекта или продукта до его фактического запуска. Это позволяет минимизировать риски и повысить шансы на успех в дальнейшей работе.

Девиз нашей компании «Больше дела», поэтому на «этапе ноль» работает проектный менеджер, выполняя роль бизнес-аналитика. Мы верим, что такой подход позволяет привнести в проект синергетический эффект от обеих ролей и достичь наилучшего результата.

Суть «этапа ноль»

В зависимости от первичных вводных и специфики отрасли мы делаем следующее:

  • определяем цели и потребности проекта;
  • формируем основные параметры и ожидаемые результаты;
  • определяем существующие ограничения и возможные риски, которые могут влиять на проект;
  • проводим серии интервью с сотрудниками заказчика, с будущими пользователями;
  • изучаем конкурентов и тренды рынка.

Для формирования концепции будущего продукта мы применяем инструменты визуализации ― схемы бизнес-процессов и прототипы пользовательского интерфейса.

Фрагмент схемы бизнес-процесса «Основной сценарий» для компании «Колесо», проект «Живая очередь»Фрагмент схемы бизнес-процесса «Основной сценарий» для компании «Колесо», проект «Живая очередь»

Пример прототипа пользовательского интерфейса для компании «Колесо», проект «Живая очередь» Пример прототипа пользовательского интерфейса для компании «Колесо», проект «Живая очередь»


Визуализация проще воспринимается, позволяет всем участникам видеть одинаковую картинку и, самое главное, дает возможность учесть большую часть пользовательских сценариев и сценариев работы системы в целом.

После визуализации бизнес-процессов и создания прототипов мы переходим к выбору архитектурного решения. Здесь нам также приходят на помощь инструменты визуализации. Мы создаем схему архитектурного решения и стек технологий для разработки, обязательно учитывая технологические особенности инфраструктуры заказчика.

Если у участников «этапа ноль» не остается вопросов по схемам, мы переходим формированию объема будущего проекта ― составляем перечень всех работ, которые нужны для реализации задуманного. Для каждого пункта делаем предварительную оценку на основе опыта или используя покер планирования ― scrum-технологию для оценки задач.

В результате этих работ мы понимаем три важные вещи:
  1. сколько нужно денег;
  2. сколько нужно времени;
  3. точно ли все из списка нужно делать сразу или что-то можно сделать в рамках MVP, а от чего-то и вовсе отказаться.

После определения финального объема для MVP разрабатывается предварительный план проекта, который включает в себя:

  • ресурсное планирование;
  • график работ;
  • определение ключевых этапов и достижений.

Как правило, «этап ноль» занимает один месяц, более точно длительность можно определить в зависимости от сложности функционала, количества ролей пользователей и степени участия заказчика в формировании требований к будущему продукту.

Что получает заказчик?

Такой подход позволяет:

  • брать показатели будущего проекта «не с потолка», а на основе данных;
  • выявить на ранней стадии самое важное и убрать лишнее;
  • скорректировать объем, сроки, человеческие ресурсы и требуемые технологии.Самое главное, «этап ноль» может помочь принять решение не тратить время на проект до его старта.
quot.png

Лучше потратить немного сил и ресурсов на «этапе ноль» и принять осознанное решение о продолжении или остановке проекта, чем сразу ввязаться в его реализацию, потратив много сил и средств, и в итоге прийти к вынужденному решению о закрытии проекта.